Международное право и права человека
Каталог электронных ресурсов
Belarusian State University

 
Права беженцев

Беженцы — лица, которые (по определению Конвенции о статусе беженцев 1951 года) в силу вполне обоснованных опасений могут стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в нее вследствие таких опасений.

Новости

 31 октября. СМИ: беженцы в РФ могут получать российские пенсии.

Опыт в Беларуси

Беженцы и национальные меньшинства. Белорусский информационный проект

Решения, принятые Департаментом по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (по состоянию на 1 июня 2014 г.), включая несовершеннолетних детей

Закон Республики Беларусь от 22 февраля 1995 г. №3605-XII "О беженцах"

Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. №354-З "О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь"

О предоставлении статуса беженца в Республике Беларусь

Международное общественное объединение по научно-исследовательским и информационно-образовательным программам "Развитие"

На высшеуказанном сайте можно найти много полезной информации

Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь 

 На страницах белорусских изданий

Серикова, Л. Беженцы в Республике Беларусь / Л. Серикова // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2000. № 5. С. 11-15.

Моргун, Ю. Беженцы - глобальная проблема XXI века / Ю. Моргун // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2001.  № 2. С. 83-92.

Тодорович, И. ООН и права беженцев / И. Тодорович, Ю.Моргун // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2004. № 3. С. 30-38.

Селиванов, А. Всемирный день беженцев - 2014 в Беларуси / А. Селиванов, Л. Кравец // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2014. № 2.

Майорова, Т. Процедура признания беженцем в Республике Беларусь / Т. Майорова // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2006. №2.

Тумашик, Т. Правовое обеспечение реализации Закона Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» / Т. Тумашик // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2009. №2.

Введение в тему

Лица, вынужденные оставить место своего постоянного проживания в результате индивидуального или группового политического, религиозного, военного или иного преследования считаются беженцами. Определение понятия «беженец» отличалось в разное время и при разных обстоятельствах, но возросшая международная озабоченность их бедственным положением привела к выработке общего понятия. По определению, закрепленному в Конвенции ООН о статусе беженцев (1951), беженец это лицо, которое "в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства ..., не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений..."

Конвенция о статусе беженцев 1951 года не принуждает государства принимать беженцев, т.е. даровать им убежище. Понятно, что в данном случае существует пробел между индивидуальными правами лица искать убежища и усмотрением государства на его обеспечение. В результате такого неоднозначного подхода, практики правительств в предоставлении убежища очень разнообразны и в области процедуры, используемой для определения статуса беженца, и в применяемом законодательстве. Государства могут просит помощи у УВКБ ООН при определении статуса беженца.

Основные органы помощи беженцам. Следующие организации играют основную роль в помощи и защите беженцев по всему миру:

Верховный Комиссар ООН по делам беженцев. Должность Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (ВКДБ) была создана в 1951 в целях содействия международной защите беженцев. Основная цель организации удостовериться, что все лица могут реализовать свое право искать убежища и получать безопасное убежище в другой стране, и добровольно возвращаться домой. Одна из наиболее срочных задач организации воздействовать на страны для принятия справедливых и легко применимых процедур для закрепления должного и эффективного права беженцев. Когда пост (ВКДБ) был впервые введен, считалось, что материальная ответственность за помощь беженцам (напр., предоставление жилья, пропитание) должна быть возложена на правительство страны, предоставившей убежище. Поскольку многие современные массовые исходы беженцев случаются в менее развитые страны, ВКДБ получил дополнительные функции по организации материальной помощи беженцам и возвращающимся лицам. Хотя это изначально и не было включено в полномочия УВКБ ООН, координация материальной помощи стала одной из его основных функций.

Международный Комитет Красного креста. Международный Комитет Красного креста (МККК) независимая гуманитарная организация, действующая в качестве нейтральной стороны, помогающей и защищающей жертв войны способами начиная от обеспечения медикаментами до организации обмена письмами между членами семей. Являясь гражданским населением, перемещенные лица получают защиту и поддержку от МККК в виде защиты гражданского населения, посещений заключенных, медицинской помощи, продовольственной помощи, и восстановления семейных связей, разорванных войной. У МККК нет общего мандата на оказание помощи и защиты внутренне перемещенным лицам. Однако в течение многих лет он оказывает ограниченную помощь некоторым группам внутренне перемещенных лиц. Считается, что МККК обоснованно оказывает такую помощь, поскольку у него есть опыт работы в гуманитарных и кризисных ситуациях. Такие операции проводятся по просьбе Генерального секретаря ООН после запроса вовлеченной страны.

Полезные ссылки

Документы

Публикации

Материалы

Документы

Конвенция о статусе беженцев

Конвенция и Протокол, касающиеся статуса беженцев - УВКБ ООН

Определение статуса беженца. Данный документ подготовлен Отделом международной защиты УВКБ ООН 

Публикации

Батычко, В.Т. Международное право. Конспект лекций / В. Т. Батычко. Таганрог : ТТИ ЮФУ. 2011.

Международные акты о правах человека: Сборник документов.

Материалы

Правозащитные методики. Права беженцев и вынужденных переселенцев. Пермский региональный правозащитный центр

Учебное пособие "Права беженцев"

Права беженцев и международная ответственность

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев

Представительство УВКБ ООН в Российской Федерации

Региональное Представительство УВКБ ООН в Украине, Беларуси и Молдове

Беженцы в Украине (укр. яз.)

Предоставление убежища в российской Федерации. Официальный сайт Федеральной миграционной службы России

Права беженцев в России, США, Франции, Италии