Международное право и права человека
Каталог электронных ресурсов
Belarusian State University

 
Гражданские и политические права 
Гражданские и политические права имеют более длительную историю, чем другие категории прав и свобод. Их нормативное содержание, как правило, четкое и определенное. Эту категорию прав и свобод называют негативными – государство здесь не обязано предпринимать каких-либо положительных действий для обеспечения этих прав, а должно воздерживаться от посягательства на эти права и свободы.

Новости

20 октября 2014 г. Гражданские права волнуют россиян гораздо меньше, чем бесплатная медицина.

Опыт в Беларуси
Основные гражданские и политические права граждан сформулированы в Конституции РБ. Личные (гражданские) права и свободы – они принадлежат всем лицам, независимо от гражданства:
-  право на жизнь (ст. 24 Конституции Республики Беларусь);
-  право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности (ст. 25 Конституции Республики Беларусь);
-  неприкосновенность частной жизни (ст. 28 Конституции Республики Беларусь);
- неприкосновенность жилища (ст. 29 Конституции Республики Беларусь);
- право свободно передвигаться и выбирать место жительства (ст. 30 Конституции Республики Беларусь);
- право на определение отношения к религии (ст. 31 Конституции Республики Беларусь);
- свобода мнений и убеждений (ст. 33 Конституции Республики Беларусь);
-  право на национальную принадлежность, пользование родным языком (ст. 50 Конституции Республики Беларусь);
- право на судебную защиту (ст. 60 Конституции Республики Беларусь);
- право на юридическую помощь (ст. 62 Конституции Республики Беларусь);
- право на защиту международных организаций (ст. 61 Конституции Республики Беларусь).
Политические права – относятся только к гражданам государства:
-  право на управление делами общества и государства (ст. 37 Конституции Республики Беларусь);
-  право избирать и быть избранными в государственные органы (ст. 38 Конституции Республики Беларусь);
-  право на обращение в государственные органы (ст. 40 Конституции Республики Беларусь);
- право на свободу объединений (ст. 36 Конституции Республики Беларусь);
-  свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования (ст. 35 Конституции Республики Беларусь);
-  право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст. 34 Конституции Республики Беларусь);
-  право на равный доступ к любым должностям в государственных органах в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой (ст. 39 Конституции Республики Беларусь).
На страницах белорусских изданий

Дементьева, О.Н. Гражданские и политические права: Комитет по правам человека / О.Н. Дементьева // Правотворчество и правоприменение в современном обществе: материалы междунар. науч. конф. студентов и аспирантов, Минск, 31 окт.–1 нояб. 2008 г. Минск, 2009.

Ермак, О.И. Гражданское общество и государство: процесс взаимодействия / О.И. Ермак // Веснiк Беларускага дзяржаўнага ўнiверсiтэта. Сер. 3, Гiсторыя. Фiласофiя. Палiталогiя. Сацыялогiя. Эканомiка. Права. 2011. N 1. С. 50-53.

Кувырков, Е. В. Механизм реализации политических прав в Республике Беларусь  / Е.В. Квырков // Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 11: в 2-х т. Т. 2 / cост. С. В. Анцух; под общ. ред. В. Г. Шадурского. Минск, 2014. - С. 18-20.

Шавцова, А.В. Конституционные гарантии прав человека  /  А.В. Шавцова // Белорусская юридическая энциклопедия: в  4 т. Минск, 2009. Т. 2. С.86-88.

Введение в тему
Гражданские и политические права закреплены во Всеобщей декларации прав человека. К гражданским и политическим правам относятся такие права, как право на равенство перед законом, право на справедливый суд, свободу слова, передвижения, собраний и объединений, право принимать участие в управлении собственной страной. Эти права в обязательной для соблюдения форме выражены в ряде международных инструментов в сфере прав человека, включая Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП).
С целью мониторинга соблюдения государствам и-участниками требований МПГПП был создан Комитет ООН по правам человека, который занимается надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правахв странах-участницах пакта. Все государства-участники обязаны регулярно предоставлять Комитету доклады об осуществлении соответствующих прав. Первоначальный доклад государство должно предоставить спустя год после присоединения к Пакту, а затем - по запросу Комитета (обычно каждые четыре года). Комитет изучает каждый доклад и излагает свои соображения и рекомендации государству-участнику в виде "заключительных замечаний".
В дополнение к процессу рассмотрения докладов статья 41 Пакта предусматривает возможность рассмотрения Комитетом межгосударственных жалоб. Более того, первый Факультативный протокол к Пакту наделяет Комитет полномочиями по рассмотрению индивидуальных жалоб, касающихся предполагаемых нарушений Пакта государствами-участниками Протокола. Компетенция Комитета распространяется на Второй Факультативный протокол к Пакту, направленный на отмену смертной казни, который относится к государствам, принявшим этот Протокол.Комитет собирается в Женеве или Нью-Йорке и, как правило, проводит три сессии в год. Источник: ООН. Официальный портал.